При работе werf сохраняет данные как в container registry, так и на хосте, на котором запускается.

В случае с container registry очистка требуется для удаления неактуальных образов с учётом установленных политик очистки, а также используемых образов в Kubernetes. На хосте все данные werf можно разделить на кеш, временные данные, которые остаются после запуска werf и более не требуются, а также локальные стадии в Docker, создаваемые при использовании werf без container registry.

Очистка container registry и хоста выполняется раздельно независимыми командами. При очистке container registry поддерживается работа только с данными конкретного проекта, а очистка хоста по умолчанию выполняется сразу для всех проектов.

  Проект Все проекты
Очистка неактуальных данных в container registry werf cleanup --repo REPO -
Полная очистка container registry werf purge --repo REPO -
Очистка неактуальных данных хоста werf host cleanup --project-name PROJECT* werf host cleanup
Полная очистка хоста werf host purge --project-name PROJECT* werf host purge

, где * указывает на неполную поддержку функционала.

Следует отметить, что:

  • Очистку неактуальных данных безопасно вызывать в любой момент времени, вручную или автоматически, с малыми рисками потерять критически важные данные, которые используются в production.
    • Более того werf без дополнительных настроек может производить очистку неактуальных данных хоста во время работы произвольных команд автоматически.
  • Полную очистку данных не предполагается вызывать автоматически, только вручную и со знанием дела, потому что могут быть потеряны критически важные данные, которые используются в production.

Очистка container registry

Очистка неактуальных данных

Команда werf cleanup рассчитана на периодический запуск по расписанию. Удаление производится в соответствии с принятыми политиками очистки и является безопасной процедурой.

Алгоритм автоматически за пользователя выбирает образы, которые следует удалить. Алгоритм очистки может быть представлен следующими шагами:

  • Получение необходимых данных из container registry.
  • Подготовка списка образов, которые не должны быть удалены:
  • Удаление оставшихся образов.

Образы в Kubernetes

werf подключается ко всем кластерам Kubernetes, описанным во всех контекстах конфигурации kubectl, и собирает имена образов для следующих типов объектов: pod, deployment, replicaset, statefulset, daemonset, job, cronjob, replicationcontroller.

Пользователь может регулировать поведение следующими параметрами (и связанными переменными окружения):

  • --kube-config, --kube-config-base64 для определения конфигурации kubectl (по умолчанию используется пользовательская конфигурация ~/.kube/config).
  • --kube-context для выполнения сканирования только в определённом контексте.
  • --scan-context-namespace-only для сканирования только связанного с контекстом namespace (по умолчанию все).
  • --without-kube для отключения сканирования Kubernetes.

Пока в кластере Kubernetes существует объект использующий образ, он никогда не удалится из container registry. Другими словами, если что-то было запущено в вашем кластере Kubernetes, то используемые образы ни при каких условиях не будут удалены при очистке.

Сканирование истории git

В основу алгоритма очистки ложится тот факт, что в container registry сохраняется информация о коммитах, на которых выполняется сборка (добавился, изменился или нет образ в container registry — не имеет значения). При каждой сборке сохраняется связка коммит, дайджест стадии и имя образа — для каждого image из werf.yaml.

При сборке очередного коммита конечный образ может не измениться, тем не менее в container registry добавится запись с информацией о том, что сборка дайджеста стадии соответствует определённому коммиту.

Таким образом, обеспечивается связь дайджеста стадии с историей git и появляется возможность организации эффективной очистки неактуальных образов на основе состояния git и выбранных политик. Алгоритм сканирует историю git и отбирает значимые образы.

Информация о коммитах является единственным источником правды при работе алгоритма, поэтому образы без подобной информации будут удалены.

Пользовательские политики

Используя политики очистки, keepPolicies, пользователь определяет образы, которые не должны удаляться при очистке. При отсутствии конфигурации в werf.yaml будет использован набор политик по умолчанию.

Стоит отметить, что алгоритм сканирует локальное состояние git репозитория и актуальность git-веток и git-тегов крайне важна. По умолчанию werf выполняет синхронизацию автоматически (поведение регулируется в werf.yaml директивой gitWorktree.allowFetchOriginBranchesAndTags).

Особенность очистки собираемых образов

При очистке пользовательские политики применяются к набору образов для каждого image из werf.yaml. Очистка должна учитывать все используемые image и для этого не всегда достаточно набора из основной ветки git-репозитория (к примеру, при разработке в feature-ветке могут добавляться/удаляться image).

Для того, чтобы избежать удаления рабочих образов и стадий, при сборке в container registry добавляется имя собираемого образа. Такой подход позволяет отвязаться от набора имён в werf.yaml при выполнении периодической очистки и учитывать все когда-либо используемые образы.

Набор команд werf managed-images ls|add|rm позволяет пользователю редактировать так называемый набор managed images и явно удалять образы, которые более не должны участвовать в очистке и могут быть полностью удалены.

Полная очистка

Команда werf purge используется для полного удаления образов из container registry. Команда не учитывает, используются образы в кластере Kubernetes или нет.

Команда работает только в рамках проекта и требует доступа к git-репозиторию проекта, содержащему werf.yaml.

Очистка хоста

Очистка неактуальных данных

Команда werf host cleanup очищает старые, неиспользуемые и неактуальные данные, а так же сокращает размер кеша для всех проектов на хосте, учитывая занятое место и настройки пользователя.

Алгоритм автоматически за пользователя решает какие данные будут удалены. Алгоритм очистки может быть представлен следующими шагами:

  • Оценивается используемое место на том томе, где располагаются данные локального docker server.
  • Если используемое место превышает выставленный порог (по умолчанию это 70% занятого места на томе — задаётся параметром), то вычисляется количество места, которое требуется освободить, чтобы снизить используемое место на томе до выставленного уровня (по умолчанию это порог в 70% минус 5% запаса — задаётся параметром).
  • Далее алгоритм начинает удалять наиболее давно используемые данные (по принципу LRU — least recently used) до тех пор пока не будет удалено достаточно данных, чтобы уровень занятого места на диске снизился до требуемого порога (по умолчанию это порог в 70% минус 5% запаса — задаётся параметром).

Какие данные могут быть удалены:

  • Git-архивы из локального кеша werf: ~/.werf/local_cache/git_archives.
  • Git-патчи из локального кеша werf: ~/.werf/local_cache/git_patches.
  • Git-репозитории из локального кеша werf: ~/.werf/local_cache/git_repos.
  • Git-worktree из локального кеша werf: ~/.werf/local_cache/git_worktrees.
  • Все docker образы, собранные версией v1.2, оставшиеся в локальном docker server.
  • Те docker образы, собранные версией v1.1, которые хранятся в --stages-storage=REPO.
    • Образы от версии v1.1, которые хранятся в --stages-storage=:local не могут быть очищены данным алгоритмом, т.к. это первичное хранилище стадий, которые могут использоваться в production и других окружениях.

Следует отметить, что данный алгоритм в команде werf host cleanup применяется отдельно для тома где хранится локальный кеш werf ~/.werf/local_cache и для тома, где хранятся данные локального docker server (обычно это /var/lib/docker). В том случае, если werf не может самостоятельно определить том, где хранятся реальные данные локального docker server, имеется возможность явно указать директорию данных локального docker server через параметр --docker-server-storage-path=/var/lib/docker (либо через переменную окружения WERF_DOCKER_SERVER_STORAGE_PATH).

По умолчанию при использовании werf очистка неактуальных данных хоста может выполняться автоматически в любой команде werf и нет никакой необходимости в дополнительных вызовах команды werf host cleanup вручную или в cron. Однако пользователь может выключить автоочистку неактуальных данных хоста с помощью параметра --disable-auto-host-cleanup (или переменной окружения WERF_DISABLE_AUTO_HOST_CLEANUP). В этом случае рекомендуется добавить команду werf host cleanup в cron, например следующим образом:

# /etc/cron.d/werf-host-cleanup
SHELL=/bin/bash
*/30 * * * * gitlab-runner source ~/.profile ; source $(trdl use werf 1.2 ea) ; werf host cleanup

По умолчанию без дополнительных параметров werf host cleanup будет чистить данные всех проектов на хосте. С параметром --project-name PROJECT команда может удалять только образы из локального docker-сервера. В данном режиме команда поддерживается частично.

Полная очистка

Команда werf host purge имеет 2 режима работы: очистка данных одного проекта или очистка данных всех проектов.

ВАЖНО. По умолчанию без дополнительных параметров werf host purge удалит все следы werf на хосте: образы, стадии, кеш и другие данные (служебные папки, временные файлы) всех проектов. Команда обеспечивает максимальную степень очистки.

С параметром --project-name PROJECT команда удалит образы из локального docker server, связанные с данным проектом. В данном режиме команда поддерживается частично, не будут удалены образы в локальном docker server, связанные с удалённым хранилищем образов в container registry (например, локальные образы, оставшиеся от werf converge --repo REPO). Для удаления таких образов можно использовать команду очистки неактуальных данных хоста в режиме очистки данных всех проектов: werf host cleanup.

When running, werf saves data both to the container registry and on the host.

In the case of the container registry, it deletes all outdated images based on the cleanup policies and the fact that Kubernetes still use that particular image. In the case of the host, all data can be divided into two categories: cache – the temporary data generated by werf that are no longer needed, and local Docker stages – werf creates them if used without the container registry.

There are dedicated commands in werf for cleaning up the container registry and the host. In the case of the container registry, werf only cleans up data related to the specific project, while the host cleanup covers all projects at once.

  Single project All projects
Cleaning up outdated data in the container registry werf cleanup --repo REPO -
Complete cleanup of the container registry werf purge --repo REPO -
Cleaning up outdated data on the host werf host cleanup --project-name PROJECT* werf host cleanup
Complete cleanup of the host werf host purge --project-name PROJECT* werf host purge

, where * indicates partial functionality.

It is worth noting that:

  • You can safely clean up the outdated data at any time, manually or automatically, with no risk of losing critical data that are used in production.
  • Moreover, werf can automatically clean up the outdated data on the host as part of any werf command’s regular operation.
  • werf isn’t supposed to run the complete data cleanup automatically due to the possibility of losing data used in production. The total data cleanup should be run manually and by a knowledgeable person.

Cleaning up the container registry

Cleaning up outdated data

The werf cleanup command is designed to run on a schedule. werf performs the (safe) cleanup according to the specified cleanup policies.

The algorithm automatically selects the images to delete. It consists of the following steps:

  • Pulling the necessary data from the container registry.
  • Preparing a list of images to keep. werf leaves intact:
  • Deleting all the remaining images.

Images in Kubernetes

werf connects to all Kubernetes clusters described in all configuration contexts of kubectl. It then collects image names for the following object types: pod, deployment, replicaset, statefulset, daemonset, job, cronjob, replicationcontroller.

The user can configure werf’s behavior using the following parameters (and related environment variables):

  • --kube-config, --kube-config-base64 set out the kubectl configuration (by default, the user-defined configuration at ~/.kube/config is used);
  • --kube-context scans a specific context;
  • --scan-context-namespace-only scans the namespace linked to a specific context (by default, all namespaces are scanned).
  • --without-kube disables Kubernetes scanning.

As long as some object in the Kubernetes cluster uses an image, werf will never delete this image from the container registry. In other words, if you run some object in a Kubernetes cluster, werf will not delete its related images under any circumstances during the cleanup.

Scanning the git history

werf’s cleanup algorithm uses the fact that the container registry keeps the information about the commits on which the build is based (it does not matter if an image was added to the container registry or some changes were made to it). For each build, werf saves the information about the commit, stage digest, and the image name to the registry (for each image defined in werf.yaml).

Once the new commit triggers the build process, werf adds the information that the stage digest corresponds to a specific commit to the registry (even if the resulting image does not change).

This approach ensures the unbreakable bond between the stage digest and the git history. Also, it makes it possible to effectively clean up outdated images based on the git state and selected policies. The algorithm scans the git history and selects relevant images.

Information about commits is the only source of truth for the algorithm, so images lacking such information will be deleted.

User-defined policies

The user can specify images that will not be deleted during a cleanup using the so-called keepPolicies cleanup policies. If there is no configuration provided in the werf.yaml, werf will use the default policy set.

It is worth noting that the algorithm scans the local state of the git repository. Therefore, it is essential to keep all git branches and git tags up-to-date. By default, werf performs synchronization automatically (you can change its behavior using the gitWorktree.allowFetchOriginBranchesAndTags directive in werf.yaml).

Aspects of cleaning up the images that are being built

During the cleanup, werf applies user-defined policies to the set of images for each image defined in werf.yaml. The cleanup must respect all the images in use. On the other hand, the set of images based on the Git repository’s main branch may not cover all the suitable images (for example, images may be added to/deleted from some feature branch).

werf adds the name of the image being built to the container registry to avoid deleting images and stages in use. Such an approach frees werf from the strict set of image names defined in werf.yaml and forces it to take into account all the images ever used.

The werf managed-images ls|add|rm family of commands allows the user to edit the so-called managed images set and explicitly delete images that are no longer needed and can be removed entirely.

Complete cleanup

The werf purge command deletes all images from the container registry. It does not take into account if the images are being used in the Kubernetes cluster or not.

This command runs within the specific project and requires access to the project’s Git repository that contains werf.yaml.

Cleaning up the host

Cleaning up outdated data

The werf host cleanup command cleans up old, unused, outdated data and reduces the cache size for all projects on the host. It uses the space occupied and user settings as a guide.

The algorithm automatically decides which data to delete. It consists of the following steps:

  • Evaluating the space used on the volume where the local docker server data are located;
  • If the space used exceeds the threshold, werf calculates the amount of space that needs to be freed to get the percent of occupied space back below the threshold (with an extra 5%). By default, the threshold is 70% of the volume space, and you can configure it using the relevant parameter.
  • Next, the algorithm proceeds to delete the least recently used (LRU) data until the percent of occupied space goes back below the threshold. By default, the threshold is 70% and an extra 5% as a reserve (you can configure it using the relevant parameter).

What data can be deleted:

  • Git archives in the local werf cache: ~/.werf/local_cache/git_archives.
  • Git patches in the local werf cache: ~/.werf/local_cache/git_patches.
  • Git repositories in the local werf cache: ~/.werf/local_cache/git_repos.
  • Git worktree in the local werf cache: ~/.werf/local_cache/git_worktrees.
  • All docker images that were built by version v1.2 and exist on the local docker server.
  • Docker images that were built by version v1.1 and are stored in --stages-storage=REPO.
    • The algorithm cannot delete images created by version v1.1 and stored in --stages-storage=:local since this is the primary storage that keeps stages that can be used in production and other environments.

Note that the algorithm of the werf host cleanup command separately processes the volume where the local werf cache is stored (~/.werf/local_cache) and the volume where the local docker server data are stored (usually at /var/lib/docker). If werf cannot find the directory where the data of the local docker server are stored, you can specify the appropriate path explicitly via the --docker-server-storage-path=/var/lib/docker parameter (or via the WERF_DOCKER_SERVER_STORAGE_PATH environment variable).

By default, werf can automatically clean up the outdated host data as part of any werf command’s regular operation. That is why you do not need to invoke the werf host cleanup manually or via cron. However, the user can disable auto-cleaning of outdated host data using the --disable-auto-host-cleanup parameter (or the respective WERF_DISABLE_AUTO_HOST_CLEANUP environment variable). In this case, we recommend adding the werf host cleanup command to the list of cron jobs, e.g., as follows:

# /etc/cron.d/werf-host-cleanup
SHELL=/bin/bash
*/30 * * * * gitlab-runner source ~/.profile ; source $(trdl use werf 1.2 ea) ; werf host cleanup

By default, without additional parameters, the werf host cleanup command cleans up the data of all projects on the host. If invoked with the --project-name PROJECT parameter, the command can only clean up images on the local docker server. In this mode, the support for the command is partial.

Complete cleanup

The werf host purge command has two running modes: it can delete all the data of a single project or clean up all projects en masse.

CAUTION! By default, if no additional parameters are specified, werf host purge would completely destroy all werf traces on the host: images, stages, cache, and other data (service folders, temporary files) for all projects. This command provides the maximum level of cleaning.

If the --project-name PROJECT parameter is set, the command will delete images present on the local docker server related to the PROJECT. In this mode, the command is partially functional: werf will not delete images on the local docker server associated with the remote image storage in the container registry (e.g., local images left from running werf converge --repo REPO). You can use the werf host cleanup command (that cleans up all the outdated host data) to clean up these images.